Search

Охота за узкоколейкой

536
— Практически у любого явления общественной жизни есть свои фанаты. В том числе, существует огромное количество любителей узкоколейных железных дорог. Что же интересного в узкоколейках? Во-первых, поезда с маленькими тепловозиками и миниатюрными вагончиками чрезвычайно милы. Во-вторых, они редки: рельсы повсеместно разбирают за ненадобностью, и подлинные фанаты ведут настоящую охоту за оставшимися узкоколейками.
Нам несказанно повезло: в Кировской области сохранилась уникальная узкоколейка — Каринская узкоколейная железная дорога. Это единственная в России УЖД, осуществляющая пассажирские перевозки как часть городской системы общественного транспорта. Она открылась в 1942 году в связи с добычей в тех местах торфа. При торфоразработках был построен посёлок Каринторф. В эпоху своего расцвета протяжённость сети Каринской УЖД составила более 100 километров. Сейчас остался только небольшой участок, соединяющий райцентр Кирово-Чепецк и Каринторф. С 1990 года Каринторф стал частью Кирово-Чепецка, поэтому формально дорога внутригородская. Поскольку торфодобыча в районе Каринторфа прекратилась, на маршруте остались только пассажирские перевозки.

Субботним утром мы приехали в Кирово-Чепецк и не без труда отыскали между домов конечную станцию «Новый». На станции толпился народ, так что ошибки быть не могло — скоро покажется поезд. А вот и он!
В составе поезда было всего два вагона — в час пик ездит по шесть. Мы заняли места во втором.

Вагончик внутри покрашен в весёлый ярко-голубой цвет, всё чисто и аккуратно, на стенах висели объявления и детские рисунки. По ощущениям так же, как в обычной электричке, но сиденья немного тесноваты для двоих.
Самое удивительное, что нашлось в вагоне, — это печка-буржуйка. Вагон отапливается именно с её помощью, тут же сложены дровишки. Натоплено было очень тепло, в печке уютно потрескивали дрова, просто восторг! Топят печку кондукторы.

Билеты стоили 22 рубля — как и на любом городском маршруте. Но на обычных маршрутах сейчас скучные нецветные билеты, которые печатает кондуктор на своем электронном приборе. А на Каринской УЖД — такие вот красивые. Надо сохранить на память.

Поезд ехал довольно медленно и тряско. Пассажиры подсаживались на других станциях Кирово-Чепецка, так что нам пришлось потесниться. Люди встречали знакомых и весело щебетали, обмениваясь новостями. В Кирово-Чепецке маршрут проходит между гаражами и заборами, а за городом справа и слева от дороги — лес. Поэтому самое интересное — переезд по мосту через Чепцу. Капитального автомобильного моста здесь нет: только понтонный, который в весеннее половодье разбирают. Да и сама автомобильная дорога здесь не очень. Поэтому временами добраться до Каринторфа можно только на УЖД, по ней даже возят больных вместо «скорой».
Минут через сорок после отправления мы добрались до конечной станции в Каринторфе — «Техническая». Старое здание станции заброшено, сейчас используется простой остановочный павильон из профнастила.

Обратно поезд поедет только через час двадцать. Пассажиры разошлись, кондуктор заперла вагоны на навесные замки и пошла домой, машинист ещё немного постучал по колёсам и тоже ушел. Можно фотографироваться с поездом, сколько душа пожелает.

Погода была просто ужас, весна ничем не выдавала себя. Обдуваемые ветром со снегом, мы почапали по слякоти гулять по Каринторфу.

Раньше здесь были торфяные болота, в которых и находились крупнейшие залежи торфа. Первые бараки были построены в 1930-х годах. Активная работа по добыче торфа и строительству посёлка началась в 1942 году. По понятным причинам работали в то время в основном женщины. В 1945—1946 годах им на смену пришли немецкие и венгерские военнопленные. Также в посёлке жили и трудились рабочие, мобилизованные на торфодобычу из Татарстана и Узбекистана, а ещё исконные жители этих земель — чепецкие татары.

Главная улица Каринторфа — Ленинская. Она недлинная, можно легко дойти от начала до конца. На ней можно увидеть три типа зданий. В начале улицы — жёлтые сталинки с многочисленными замазанными трещинами в стенах. Далее в основном интересные деревянные дома с балконами: вроде и бараки, но с претензией на красоту. И, наконец, встречаются отдельные экземпляры, отделанные сайдингом. На параллельных улицах есть и частные дома, но тоже старые. У самой станции — несколько более современных трехэтажек из белого кирпича. На фоне всего остального они выглядят элитным жилым кварталом.

Вообще в посёлке очень интересная атмосфера. По километражу Каринторф находится достаточно близко к оживлённому Кирово-Чепецку, да и к самому Кирову. Но отсутствие нормального моста и окружение из лесов да болот делают его оторванным от цивилизации и потому самобытным. Как живут люди в подобных местах — не знаю. Надо было взять интервью у продавщицы в кулинарии «Шмель», куда мы зашли перекусить перед отправлением обратно, на большую землю. Есть идея сделать из Каринской УЖД туристический маршрут наподобие Апшеронской УЖД в Краснодарском крае. Не знаю, будет ли он реализован и пользоваться популярностью, но очарование в этих местах определённо есть.
Фото: Вероника Шихова
Источник материала — www.facebook.com


Источник: Слободской ЧЁ /Охота за узкоколейкой/



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет