12.07.2017
комментарии | 105 просм.
Метки:

Московская школа живописи в музее В.А.Тропинина и московских художников его времени


Среди множества музеев Москвы, Музей В.А. Тропинина занимает особое место. Многие считают его самым московским среди столичных музеев. Связано это с тем, что само здание и хранящиеся в нем произведения искусства имеют прямое отношение к художественной культуре Москвы XVIII-XIX столетий. Находится музей в заповедной зоне Москвы, напротив Кремля и Красной площади, в Замоскворечье. Уже сами по себе названия улиц, между которыми расположено здание нашего Музея, вызывают на память серьезные исторические ассоциации. Название улицы Большая Полянка говорит о том, что в этих местах находились заливные луга возле Москвы-реки, а Большая Ордынка – о том, что здесь была расположена Ордынская слобода, где селились выходцы из Золотой Орды и начиналась дорога в Орду.

Именно в Замоскворечье провел последние годы жизни Василий Андреевич Тропинин, здесь он и скончался.

Щетининский переулок, в котором расположено здание музея, был назван по фамилии домовладельца XVIII века князя Андрея Михайловича Щетинина, которому в этих местах принадлежало несколько домов.

Домик с мезонином, в котором размещается наш музей, является историко-архитектурным памятником XIX века, одним из немногих сохранившихся до сегодняшнего дня образцов купеческих усадеб Замоскворечья.

При купце-домовладельце Ф.А. Пуговищникове в конце XVIII в. фактически определились границы современного владения, которые впервые были зафиксированы на плане города Москвы 1793 г. Перед войной 1812 г. усадьбу приобрел купец 2-й гильдии С.А. Бородин. Во время московского пожара 1812 г. выгорела часть Замоскворечья. Пострадавшую усадьбу отстроили заново в последующие годы.

Послепожарная застройка состояла из каменного с деревянным мезонином дома, поставленного по красной линии Малого Екатерининского переулка и хозяйственной деревянной постройки. За домом, в глубине владения, был сад. На плане 1836 г. в глубине двора появился деревянный дом. С 1845 по 1870 гг. усадьба принадлежала вдове московского купца У.Т. Бородиной, которая в 1860-е гг. прикупила часть территории соседнего владения вдоль северной границы. В 1883 г. вместо деревянного дома был построен двухэтажный деревянный же флигель на каменном фундаменте. В главном доме проживали владельцы усадьбы, флигель сдавался внаем под жилье.

В 1885 году усадьба перешла в собственность купеческой семьи Петуховых. В 1885 г. к северному фасаду пристроили каменный объем, а в 1901 г. у южного фасада вместо деревянного крыльца появился каменный вход в здание в виде портика.

В 1945 г. южная часть территории владения отошла к соседнему владению (Щетининский переулок, дом 12), к южной границе здания примкнул пятиэтажный жилой дом.

Достоверно известно о четырех зданиях, которые составляли усадьбу. Основное здание — дом, в котором жили владельцы (нынешнее здание Музея Тропинина), затем, деревянный флигель, в котором сейчас живут потомки Феликса Евгеньевича Вишневского. Еще существовали две хозяйственные постройки, но они  до нашего времени не сохранились. Здания окружал большой фруктовый сад, который сохранился лишь частично.

Петуховы были хорошо образованными людьми, которые дружили со многими художниками и другими людьми искусства тогдашней  Москвы. В доме Петуховых устраивали музыкальные вечера  с участием народных сказителей, в и их организации принимал участие знаменитый фольклорист Ю.М. Соколов, собиравший северные песни и сказки. В доме Петуховых часто бывал А.В. Средин – художник и критик. Через Средина и художника Кошелева, ученика И.Е. Репина и Д.Н. Кардовского, Петуховы познакомились с В.Э. Борисовым-Мусатовым, который стал бывать у них в 1900—1904 гг., после окончательного переезда из Саратова.  Этот дом был одним из центров культурной жизни Замоскворечья рубежа XIX-XX веков.

Хозяйка дома – Петухова Елена Сергеевна (1863 – 1937), урожденная Хомушенникова. Известна своей благотворительной деятельностью, в том числе как попечительница при бесплатных квартирах братьев Бахрушиных и Городского женского ремесленного училища имени братьев Бахрушиных.

Сын Елены Сергеевны – Николай Григорьевич Петухов (1879—1965) – этнограф, исследователь-полярник, историк, экономист, профессор Института народного хозяйства им. Плеханова. В 1910 г. он участвовал в экспедиции Г.Я. Седова на Новую Землю.

Друзьями Н.Г. Петухова были художник В.В. Переплетчиков, композитор А.Н. Скрябин. У него Петухов обучался музыке. Композитор часто бывал в доме Петуховых.  Обе семьи дружили домами. В Музее А.Н. Скрябина и сейчас хранится знаменитый красный рояль, который стоял у Петуховых и на котором играл Скрябин.

После революции Петухова “уплотнили”, и Николай Григорьевич занимал в доме три комнаты, разместив в них свою коллекцию и библиотеку.

Большую часть свой жизни Николай Григорьевич отдал собирательству: как произведений живописи, так и различных предметов старины. У него в этом отношении был достойный продолжатель, представитель уже следующего поколения московских собирателей Феликс Евгеньевич Вишневский (1903—1978).

Вишневский происходил из крупной, разветвленной семьи московских потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Бронзолитейная фабрика (мастерская) купцов – братьев Вишневских: Евгения, Льва и Феликса Феликсовичей находилась по адресу: Ладожская улица, 12. Фабрика просуществовала до 1917 года, занимаясь изготовлением самых разнообразных изделий из бронзы: люстр, канделябров, часов, предметов церковной утвари. Помимо изготовления готовых изделий, фабрика занималась также золочением, никелированием, лужением, серебрением, бронзированием различных изделий, часовых корпусов в том числе. Несмотря на отсутствие собственной тематики в бронзовых композициях, изделия фабрики Вишневских получили золотую медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже, а в 1903 году ее изделия экспонировались на выставке архитектуры и художественной промышленности в Москве. В начале XX века было получено звание поставщиков Императорского двора. Интерьерная бронза фабрики, отличавшаяся пышностью и броскостью, особенной популярностью пользовалась в торгово-предпринимательской среде. Вишневские выполняли заказы на осветительные приборы для богатых купеческих особняков, гостиниц и на монументальное (мемориальное) литье. Клеймом фабрики отмечались наиболее дорогие и неординарные изделия.

Произведения этой фабрики до сих пор очень высоко ценятся на различных аукционных торгах. Одна из люстр из числа тех, что были созданы на фабрике – сейчас украшает собой Спасо-Хаус, резиденцию американского посла на Старом Арбате.

Атмосфера в семье была пропитана духом собирательства, и, будучи 17-летним юношей, под руководством отца Феликс начинает заниматься собирательской деятельностью. Страстный коллекционер, Вишневский вел весьма скромную жизнь.

После революции Вишневский участвовал в работе Коллегии по делам музеев Наркомпроса и в музейном строительстве. В частности, в 1918 году в числе других специалистов он организовал Пролетарский музей в Москве. В 1928 году у него изымается значительная часть коллекции, которая в дальнейшем попала в ГИМ. В 1925—1928 годах Феликс Евгеньевич работал в ГИМе под руководством профессора В.К. Клейна и учился в Московском университете, затем в Московском лесотехническом институте. Закончить учебу ему не удалось, в 1928 году он был сослан в Кострому, где работал консультантом конфискованных церковных ценностей, затем становится научным сотрудником Костромского базового музея, позже работал инженером на Костромском фанерном заводе. По служебным делам он часто приезжает в Москву, пополняя свою коллекцию в антикварных магазинах. В 1946—1948 годах Вишневский вновь был репрессирован с конфискацией имущества. Отбыв наказание в лагере под Нерехтой, он был реабилитирован, восстановлен в правах с почти полным возвращением собрания.

С 1948 года Вишневский живет в городе Лосиноостровском, продолжает заниматься коллекционированием, приобретая вещи в комиссионных магазинах, скупках, у частных лиц, находя их на помойках и чердаках.

Работая в различных учреждениях, связанных с музейным делом, Феликс Евгеньевич профессионально подходил к формированию своей коллекции. Пути, которыми произведения приходили к нему, были самыми разными: приобретения через комиссионные магазины, поиски и находки. В его коллекцию вошли произведения многих живописцев – художников Москвы, русских и иностранцев, работавших в разнообразных жанрах. Основу его собрания составили живописные и графические произведения Василия Андреевича Тропинина – знаменитого художника первой половины XIX века, лидера московской художественной школы в области живописного портрета. Ценная часть его коллекции – это и собрание рисунков Тропинина, акварелей П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Брюллова и других знаменитых мастеров этого жанра XIX века. Были широко представлены произведения других видов изобразительного искусства: скульптуры и графики, декоративно-прикладного искусства.

Замечательный коллекционер был не только собирателем, но и знатоком русского и западноевропейского искусства, экспертом, консультантом, обладающим удивительным чутьем распознавать в плохо сохранившейся живописи или разбитой, с утратами, вазе высокохудожественное уникальное произведение. Именно такие “неухоженные” вещи привлекали Вишневского, он возвращал их к жизни с помощью реставраторов. Дар Вишневского по небольшому фрагменту представить целое был поистине уникален. Поэтому неудивительно, что в выброшенных на улицу частях деревянных конструкций он мгновенно узнал, например, итальянский шкаф XVI века, который сам отреставрировал и подарил ГМИИ им. А.С. Пушкина. Музей сегодня гордится этим шедевром декоративно-прикладного искусства.

В 1960-х годах Ф.Е. Вишневский участвует в значительных выставках: 1962 год – выставка западноевропейского искусства в Курске, 1963 – там же – акварелей и рисунков, в Доме-музее В.М. Васнецова в Москве – русского искусства 2-ой пол. ХIХ – начала ХХ веков и др.

Важнейшим итогом собирательской деятельности Вишневского явилось создание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени в 1969 году.

Начиная с середины 50-х годов, Вишневским овладела идея создания музея, посвященного, прежде всего, творчеству Тропинина, но также и некоторым другим московским художникам той эпохи. Сделать это было непросто, немало лет и усилий пришлось потратить, чтобы осуществить свою мечту.

В 1965 году умирает Николай Григорьевич Петухов, и уже после его смерти возникли реальные возможности для размещения именно в этом здании  музея. Но еще несколько лет у Феликса Евгеньевича и его соратников ушло на подготовку открытия Музея В.А. Тропинина.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени (филиал Останкинского музея быта и творчества крепостных) был создан по решению Исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 8 января 1969  №1/10 и на основании  Приказа Главного  Управления Культуры Исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся №61 от 21 марта 1969 на базе художественной коллекции Ф.Е.Вишневского (250 единиц хранения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства), переданной  в дар городу Москве.

11 февраля 1971 года Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени начинает постоянную работу для посетителей.

В 1978 году по Приказу МК РСФСР №327 от 06.07.78 Музей получил хранительскую автономию.

24 декабря 1990 года Решением Мосгорисполкома №2186 и Приказом МГК по вопросам культуры №1 от 4 января 1991 года Музей получил  статус самостоятельного государственного музея в структуре Московского городского комитета по культуре Правительства Москвы, став полностью самостоятельным учреждением.

Ядро коллекции составляют произведения русского искусства XVIII-XIX веков. Постоянно действующая экспозиция позволит проследить историю портретного искусства России.

Феликсу Евгеньевичу Вишневскому удалось создать не только выставку работ Тропинина и его современников, и дать посетителю возможность почувствовать дух той эпохи. На портретах, представленных в музее, изображены люди, жившие в Москве XVIII-XIX веков, именно они определяли неповторимый стиль и уклад московской жизни.

Осенью 2001 года Музей был закрыт на ремонт после серьезной аварии системы отопления. Музей вновь открылся для посетителей лишь в 2011 году после почти 9-летнего ремонта (18 марта, в день рождения В.А. Тропинина).

В 2019 году музею исполняется 50 лет и сейчас идёт работа над формированием юбилейных мероприятий.

В Музее проводятся разноплановые выставки, лекции, концерты, мастер-классы, конкурсы. Сотрудники музея регулярно проводят обзорные экскурсии по музею и пешеходные экскурсии по Замоскворечью.

До 16 августа в музее проходит выставка «Чтоб красота жила, не увядая…», посвященная Году экологии в России. На выставке представлена живопись, графика, прикладное искусство из собрания музея и частных коллекций. Большой интерес у публики вызывает коллекция английских фарфоровых тарелок XIX века с изображением представителей флоры и фауны.

Приглашаем Вас посетить Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени!

Музей открыт для посетителей: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 10.00. – 18.00., четверг – 13.00. – 21.00., понедельник – выходной день.

Музей располагается по адресу: Москва, Щетининский переулок, дом 10, строение 1. Контактный телефон – 8-495-959-11-03. Электронная почта – tropinin-emo@yandex.ru. Сайт http://www.museum-tropinina.ru

Проезд до станций метро «Полянка», «Добрынинская», «Третьяковская», далее пешком 7-10 минут.


QR Распечатать запись Распечатать запись

Комментарии



не публикуется


*

При комментировании матералов соблюдайте общепринятые правила комментирования.
Комментарии с нарушениями удаляются без предупреждений и пояснений.
⇐ назад

 
 
 

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Слободской ЧЁ