28.01.2016
комментарии | 455 просм.

О мониторинге административных процедур


О мониторинге административных процедур и устранении избыточных ограничений для малого бизнеса

Уважаемый Никита Юрьевич!

Благодаря осмыслению задач, которые встали перед руководством страны в настоящее время, политика в отношении малого и среднего бизнеса претерпевает значительные изменения на федеральном уровне. Предпринимаются меры по усилению роли малого бизнеса в экономике страны, закладываются значительные денежные средства для улучшения условий работы предпринимателей, уменьшается административная нагрузка.

В таких условиях на уровне законодательной власти регионов целесообразно организовать содействие в реализации такой политики.

В частности, разумно поставить вопрос о конкретных мерах по снижению административной нагрузки на малый бизнес, предпринимаемыми

соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъекта.

В этой связи следует отметить, что значительные средства, выделяемые разными уровнями бюджета на поддержку малого бизнеса в рамках разных программ, имеют низкую бюджетную эффективность, сравнимую со статистической погрешностью. В таких условиях очевидно, что наиболее эффективными шагами по поддержке малого и среднего бизнеса являются выверенные и своевременные решения органов власти и органов местного самоуправления в конкретных «болевых точках», направленные на снятие необоснованных ограничений и запретов, а также мораторий на издание новых ограничений.

Такие меры не требуют дополнительного финансирования, приносят быстрый результат и при этом для их реализации применяются уже

существующие механизмы. Такие меры сохраняют основные существующие правила игры, изменение которых всегда болезненно для бизнеса.

Предложение о введении мониторинга административных процедур Работа по снятию не актуальных и морально устаревших

необоснованных запретов и ограничений в конкретных ситуациях в настоящее время является наиболее действенным механизмом поддержки и развития малого бизнеса. Точечные действия, направленные на нейтрализацию административных препятствий бизнесу, как правило,

приводят к существенному росту оборотов предприятий малого бизнеса, ускоренному развитию «спящих» сегментов рынка. Ситуация благоприятствует осуществлению такой точечной работы. Малый бизнес регулярно на различных площадках формулирует свои потребности в укрупнении или ликвидации административных барьеров, мешающих его работе и развитию. При наличии политической воли главы города Кирова и других муниципальных образований вполне реально определить круг кураторов этого процесса среди вменяемых специалистов органов местного самоуправления.

При проведении анализа ситуации в городе Кирове и области на основе открытых источников информации можно отметить, что этот рычаг

улучшения условий работы для предпринимательства не используется.

Напротив – органы власти и местного самоуправления часто сосредоточены на бюрократических аспектах своей работы, упуская живую ткань реального существования общества, актуальных потребностей граждан и малого бизнеса.

В частности, в работе некоторых служб и отделов администрации МО г. Кирова и иных муниципальных образований (отдел строительства УГиА администрации г. Кирова, МКУ «Городская реклама») преобладают запретительные мероприятия и решения. Существующие запросы

игнорируются, что является следствием круговой поруки безответственности, не приводящие к конструктивному результату для жизни граждан. Отказы и отписки являются доминирующей формой взаимодействия некоторых чиновников на потребности малого бизнеса, выраженных в обращениях и заявлениях. В результате общественный компромисс становится недостижимым, множится бюрократическая переписка, чиновники перегружены объемами входящей корреспонденции и круг нерешенных вопросов только увеличивается. Это приводит к растущей потребности увеличения бюрократического аппарата для обслуживания такой переписки.

При этом для решения назревших вопросов имеются

зарекомендовавшие себя формы: семинары, круглые столы, рабочие встречи,

выездные мероприятия, предварительные встречи на площадке

администрации города Кирова на уровне заместителей главы администрации

города Кирова, курирующих работу в сферах, непосредственно

затрагивающих развитие малого бизнеса, с приглашением депутатов

Кировской городской Думы. Такие мероприятия обязательно должны

находить отражение и освещение в СМИ.

Предложение о введении мониторинга административных процедур

В противовес взвешенной и направленной на снятие избыточных

административных барьеров политике Правительства РФ и Президента

Российской Федерации В.В. Путина в отношении малого бизнеса, органы

местного самоуправления в нашем регионе часто продуцируют решения,

направленные на планомерное ужесточение административных препятствий

для предпринимателей.

Это, в числе прочего, создает основу для усиления социальной

напряженности и внутренних противоречий в обществе.

Постоянно создаются препятствия малым предпринимателям, занятым

в сфере торговли и оказания услуг населению при установке временных

объектов в городе Кирове и области, производятся агрессивные действия на

уничтожение уже созданных объектов торговли, пунктов оказания услуг,

объектов рекламного бизнеса, вводятся изменения в положения, правила и

регламенты.

В частности, при принятии в целом рациональных решений в сфере

градостроительства в городе Кирове, органы местного самоуправления этими же решениями блокируют ввод объектов строительства, которые не

соответствуют новым решениям, в эксплуатацию, выводят их из делового

оборота, что не может не сказаться на инвестиционном климате в целом и на

показателях бюджета в частности. Всем горожанам известны долгострои,

которые не вводятся в эксплуатацию по формальным причинам, которые

легко устранимы на местном уровне.

Не принимая своевременных решений в области поддержки малого и

среднего бизнеса, деятельность которого является значительным источником

доходов для местных бюджетов, некоторые из руководителей органов

местного самоуправления усложняют уже существующие административные

процедуры в области строительного, рекламного бизнеса, в сфере торговли и

производства, бизнеса, связанного с оказанием услуг населению.

Малый бизнес ведется людьми, формирующими один из самых

активных сегментов общества и эти люди всегда готовы взять на себя

дополнительные нагрузки, в том числе и связанные с финансовыми затратами

– построить спортивные и детские площадки, парковочные места для

автомобилей у офисов и магазинов, производить иное благоустройство

прилегающих к объектам малого бизнеса территорий, участвовать в ремонте

фасадов зданий.

Очень важно грамотно, демократично, без давления найти форму и

подачу предложений от органов местного самоуправления по

информированию руководителей предприятий малого и среднего бизнеса по

предложениям дополнительной нагрузки.

Например, можно провести общественные слушания и организовать

выпуск постановления администрации г. Кирова о разрешении предприятиям

малого бизнеса организовывать парковки на землях общих территорий,

Предложение о введении мониторинга административных процедур

прилегающих к месту размещения таких предприятий, которые могут

устраиваться с сокращенным количеством согласований.

Органам местного самоуправления необходимо доказывать, что малый

и средний бизнес несет дополнительную социальную нагрузку и может взять

на себя дополнительные обязательства. Пример: И.П. Зонов В.В «Ключ

Здоровья» осуществил монтаж спортивного городка с тренажерами на

набережной Грина (у тюрьмы на ул. Мопра). Можно обратить внимание

также на установку детских площадок у многоквартирного дома по ул. Карла

Маркса 38 и супермаркета по ул. Воровского 135, произведенного силами

предприятий системы «Глобус».

Таким образом формируется положительное общественное мнение, оно

очень важно как для руководителей города, так и для гражданского общества.

Надо отдать должное муниципалитету, что на последнем заседании

Кировской городской Думы депутаты приняли актуальное решение о

«заморозке» ставок арендной платы в отношении муниципальной

собственности.

Хотя размер повышения ставок с января 2015 года остается достаточно

спорным и неоднозначным, в первую очередь для общественных,

негосударственных, негосударственных организаций и региональных

отделений обществ инвалидов (Всероссийского общества инвалидов,

Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих).

При обеспечении муниципальными услугами в сфере строительства,

администрация города Кирова поощряет действия чиновников в части

ограничений при выдаче разрешений на строительство и документального

обеспечения ввода в строй готовых объектов в жилищном строительстве.

Вопреки установленному Правительством РФ «Исчерпывающему

перечню административных процедур при жилищном строительстве»

чиновники отдела строительства управления градостроительства и

архитектуры администрации города Кирова практикуют предъявление

строителям избыточных требований. В результате выпускаются отказы в

выдаче разрешений на строительство и отказы на выдачу разрешений о вводе

в строй объектов, законченных строительством. Почти всегда эти действия

имеют благовидные предлоги и обоснования.

В частности, задержка на 18 месяцев ввода в эксплуатацию

построенного многоквартирного жилого дома на улице Сурикова 31

производилось под предлогом отсутствия справки, выдаваемой предприятием

монополистом (ККС), о выполнении технических условий по

водоснабжению. При этом водоснабжение этого дома в это же самое время

благополучно функционировало. В результате – социальная напряженность и

обанкротившийся застройщик, малое предприятие «Аркос, строй».

Задержки в получении разрешений на строительство и ввод в строй

готовых объектов приводят к снижению коэффициента оборота строительных

фирм и компаний, приводит к недостатку финансирования, созданию очагов

Предложение о введении мониторинга административных процедур

напряжённости между строителями и участниками долевого строительства,

которые выливаются в усиление протестных настроений в обществе и

накоплении недоверия ко всей строительной отрасли со стороны простых

граждан. Сохранять такое положение недопустимо.

Малый бизнес редко нуждается в прямой поддержке. Часто ему

необходимо, что бы его просто не беспокоили лишними проверками и

избыточными административными процедурами.

Например, несмотря на жесткие меры органов местного

самоуправления, ввод в строй жилого сектора в 2014—2015 годы в Кировской

области (городе Кирове) идет опережающими темпами и цифры ввода жилья

вставлены в отчет Губернатора Кировской области за 2014 г. как

показательные.

СПРАВКА: за первое полугодие 2015 года в Кировской области было

введено в эксплуатацию 252 тысячи квадратных метров жилья, рост к уровню

прошлого года составил 7,5 процентов, объем строительных работ за пять

месяцев 2015 года составил 9 миллиардов рублей, что составляет 112,6% к

прошлогоднему показателю.

Строительная отрасль в лице ключевых застройщиков может взять на

себя определенные обязательства в ответ на снижение административной

нагрузки. Этот общественный договор (или соглашение между

Правительством Кировской области и некоммерческим партнерством «Союз

строителей Кировской области») может возложить на застройщиков

дополнительные обязательства по высокому качеству строящихся объектов и

благоустройству придомовой территории с монтажом детских и спортивных

объектов, планировкой и разбитием парков и скверов в новых жилых

микрорайонах, неукоснительному исполнению техники безопасности

строителями, сведению к минимуму случаев травматизма, исключению

случаев привлечения низкоквалифицированных кадров (гастарбайтеров),

создание благоприятных условий для социального пакета строителям, взятие

на себя социальной нагрузки (дополнительное выделение квартир для

социальных нужд и т.д. ) с обязательным информированием через СМИ о

своих предложениях социальной направленности.

Таким образом может быть сформирован положительный образ

«Строителя Кировской области» через Соглашение о взаимодействии и

позитивное общественное мнение населения Кировской области

Хотелось бы отметить, что работа, которую ведет на сегодняшний

день департамент (министерство) строительства и архитектуры

правительства Кировской области по устранению административных

барьеров в области градостроительной деятельности во всех

муниципальных образованиях области и приведение технической

документации в единый типовой формат несомненно приведет к

усилению инвестиционной привлекательности нашего региона в целом.

Предложение о введении мониторинга административных процедур

В области рекламного бизнеса органы местного самоуправления и

уполномоченные организации (МКУ «Городская реклама») ведут свою работу

в ущерб субъектам предпринимательства и в ущерб наполняемости бюджета

города Кирова и иных муниципальных образований.

Ссылаясь на изменения в технических регламентах, они следуют

планомерной политике уничтожения существующих рекламных конструкций,

принимают меры по сносу указателей и вывесок, используемых малыми

формами предпринимательства в своей работе, и усложняют

административные процедуры при выдаче разрешений.

Например, около ста стационарных рекламных конструкций в городе

Кирове были демонтированы за счет бюджетных средств. При этом эти

конструкции, хотя и не соответствовали изменившемуся регламенту

размещения таких объектов, устанавливались в полном соответствии с

существующими на момент установки правилами и не угрожали жизни и

здоровью граждан. Иными словами, денежные средства из бюджета были

потрачены в том числе и на то, что бы уменьшить его наполняемость.

То же можно сказать о нестационарных торговых объектах — магазинах

(киосках). Под благовидным предлогом улучшения внешнего вида города

были снесены более 200 нестационарных торговых объектов, ликвидировано

около 500 рабочих мест, сокращены поступления в бюджет города от аренды

мест для этих объектов на сумму около 30 миллионов в год. И тут было также

— были потрачены бюджетные деньги, что в итоге уменьшило наполняемость

бюджета и ограничило сферы деятельности для малого бизнеса.

На фоне имеющихся проблем в области административного

регулирования малого бизнеса получают распространение около-законные

механизмы решения искусственно созданных проблем малого бизнеса,

создаются и укрепляются разного рода группировки, сращивая внутри себя

некоторых чиновников и часть бизнеса.

При таких условиях сводятся на нет естественные рыночные

механизмы развития бизнеса, в частности — конкуренция и инновации.

Стимулы, заложенные в конкуренции, блокируются волюнтаризмом,

часто присущему решениям органов власти и органов местного

самоуправления, их поспешностью и слабой проработкой в части

последствий для малого предпринимательства.

Заинтересованность во внедрении инновационных продуктов в

производстве и сфере услуг ограничивается искусственными и не

предусмотренными законодательством препятствиями.

Для наглядности можно привести пару примеров.

Можно рассмотреть ситуацию с наружной рекламой в городе Кирове,

размещением которой занимаются исключительно субъекты малого

предпринимательства. Наполняемость бюджета МО город Киров за период

2011—2012 год в области поступлений от аренды рекламных конструкций

составляла около 35 млн. рублей в год. В планах на 2015 – всего 25-27 млн.

Предложение о введении мониторинга административных процедур

рублей в год. Снижение составляет около 30 %. Это снижение только

частично связано с кризисными явлениями в экономике.

Причиной чаще, как сказано выше, является бессмысленно агрессивная

политика по сносу рекламных конструкций, принадлежащих рекламным

компаниям, производимой после внесения изменений в правила размещения

рекламы.

При этом, как уже говорилось, для демонтажа конструкций

использовались бюджетные средства. Например, ООО фирма «Риком»,

являясь субъектом малого предпринимательства, производила перечисление

до 20 миллионов рублей ежегодно в городской бюджет г. Кирова в качестве

оплаты аренды мест для рекламы в период 2011—2012 годов. В настоящий

момент эта сумма уменьшилась в десять раз, поскольку был произведен

демонтаж никому не угрожающих рекламных конструкций. Похожая

ситуация и у других компаний малого бизнеса, работающих в этой сфере.

Такого положения можно было избежать при наличии соответствующего

решения на местном уровне.

Например: вместо демонтажа рекламных конструкций можно было бы

организовать процедуру приведения таковых конструкций в соответствие с

новыми правилами, принять необходимые решения на уровне Кировской

Городской Думы о переходном периоде, по опыту принятия правил

землепользования и застройки города Кирова, в котором заморожены

объекты, не соответствующие новым правилам застройки.

Вместо этого были затрачены бюджетные средства для демонтажа,

потрачены ресурсы на судебные процедуры, возникла ненужная

напряженность в среде предпринимателей, снизились доходы бюджета,

произошло снижение инвестиционной привлекательности региона.

Можно также рассмотреть для примера еще одно конкретное

искусственное ограничение, которое возведено органом местного

самоуправления на пустом месте. Для получения разрешения на установку

рекламной конструкции муниципалитет обязывает заявителей получить

согласование с монополистом в данной сфере – ОАО «Кировские

коммунальные системы». Руководитель Общества – Лобанов Роман

Вячеславович. Монополист, пользуясь такой процедурой, за каждое

согласование взимает более сорока тысяч рублей. Некоторые конструкции

просто экономически нецелесообразно устанавливать после такого

дополнительного сбора.

Далее можно еще раз взглянуть на ситуацию в строительной отрасли,

где также имеются «болевые точки» избыточного административного

регулирования.

Например, согласно положениям регламента муниципальной услуги

«выдача разрешений на строительство» таковое разрешение должно

выдаваться в течение десяти дней. Фактически — усредненный срок выдачи

Предложение о введении мониторинга административных процедур

разрешений в части строительства многоквартирных жилых домов, которые

дают около 75% объема строительства, составляет около 90 дней.

При валовом обороте строительной отрасли Кировской области в 25

миллиардов рублей он должен обеспечивать около 5% поступлений в

бюджет области. Фактически строительная отрасль приносит, по разным

оценкам, до 11-13% поступлений в бюджеты разных уровней с учетом

косвенных доходов. Для бюджета Кировской области это составляет около 7

млрд. рублей. Для муниципального образования город Киров доля

строительной отрасли в бюджете более весомая, поскольку усилена

арендными поступлениями от использования земельных участков для

строительства и НДФЛ. Снижение коэффициента оборота при получении

разрешительных документов достигает ((90-10):365) цифры в 0,21, что

сравнимо с рентабельностью строительных компаний.

Если добавить к этому задержки в выдаче документов на ввод в строй

законченных строительством объектов, по разным оценкам, составляющих

период не менее 100 дней, общий дисконт к коэффициенту оборота

строительных компаний, допускаемый вследствие необоснованных задержек

в выдаче разрешительной документации, составляет для строительных

компаний значение 0,46. Недобор в разные уровни бюджета в этой ситуации

составляют около 25-30% от общего объема бюджетных поступлений от этой

отрасли. Это миллиарды рублей.

При анализе причин такой ситуации выясняется, что это вызвано почти

исключительно избыточными административными барьерами, которые не

предусмотрены действующим федеральным законодательством.

В качестве конкретной меры можно рассмотреть вопрос о выводе из

муниципального контроля взаимоотношений застройщиков с

монополистами, осуществляющих подключение объектов к сетям инженерно

технического обеспечения. Орган муниципального образования, который не

выдает разрешение на ввод в эксплуатацию уже подключенных объектов по

причине отсутствия справок, выдаваемых монополистами, фактически

осуществляет лоббирование экономических интересов монополистов,

которые выдают свои справки за деньги.

Для устранения подобных барьеров нет необходимости закладывать

дополнительное финансирование в бюджет или утверждать какую-либо

программу, требующую такого финансирования. Достаточно использовать

имеющийся административный ресурс для принятия точечных эффективных

решений.

Большинство случаев задержки в выдаче разрешений на строительство

обосновываются муниципальными службами имеющимися

несоответствиями в проектной документации и правоустанавливающих

документах, в том числе картах зонирования территорий.

Предложение о введении мониторинга административных процедур

При этом градостроительным законодательством РФ четко определен

круг лиц, которые вправе производить экспертизу проектной документации.

В их число служащие органов местного самоуправления не включены.

Ответственность за содержание проектов, устранение несоответствий в

проектной документации отнесено Градостроительным кодексом РФ к

компетенции проектных организаций. Закон предусматривает страхование

гражданской ответственности таких организаций.

Чиновники органов местного самоуправления не страхуют своей

гражданской ответственности в области строительства, в соответствующих

саморегулируемых организациях не состоят. Несмотря на это, они берут на

себя функции экспертов, пользуясь властными полномочиями, указывают

профессионалам, что и как они должны делать. В итоге мы имеем

необоснованные задержки в оформлении разрешительной документации и

смещение ориентации строителей на не предусмотренные законом

требования, исходящие от действий чиновников.

Аналогичные проблемы, которые могут быть урегулированы на

региональном и муниципальном уровне, существуют также в сфере

использования лесных ресурсов и в сельском хозяйстве.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о необходимости

введения постоянного мониторинга существующих административных

процедур по разным направлениям в привязке к задаче развития малого

бизнеса. Отсутствие такой систематизации и учета «болевых точек»

избыточного административного регулирования на конкретных направлениях

малого бизнеса не позволит производить принятие своевременных решений,

направленных на поддержку малого бизнеса, на уровне Правительства

Кировской области и на уровне органов местного самоуправления.

При таких условиях имеет смысл привлечь соответствующие органы

исполнительной власти Кировской области и органов местного

самоуправления для проведения дискуссий с представителями малого

бизнеса с целью выработки точечных и эффективных решений,

направленных на снятие необоснованных ограничений.

Также предлагается разработать и издать решение на уровне

Правительства Кировской области постановления о введении моратория на

введение новых запретов и ограничений в сфере малого

предпринимательства, не обусловленных требования федерального

законодательства, на срок три-пять лет.

Разработка такой повестки может производиться на уже имеющихся

площадках, с использованием полномочий отраслевых министерств

Правительства Кировской области.

Предложение о введении мониторинга административных процедур

Запуск программы по устранению избыточных административных

процедур и снятию некоторых ограничений может осуществляться через

соответствующее постановление Правительства Кировской области.

Сбор информации о конкретных ограничениях (мониторинг ситуации) и анализ возможных способов их устранений можно делегировать

профильным общественным организациям и некоммерческим объединениям и определить в постановлении Правительства Кировской области о введении мониторинга порядок такого информационного обмена.

В случае, если наше предложение о введении мониторинга административных процедур для малого бизнеса Кировской области найдет

поддержку, КРОО «За права граждан в сфере землепользования» предлагает своими силами разработать основу (базовый алгоритм) ведения мониторинга административных процедур, которая может служить одним из вариантов для последующей разработки соответствующими министерствами окончательного текста постановления Правительства Кировской области.

С уважением

Председатель правления КРОО «За права граждан в сфере землепользования»

Долгополов А.А.

Источник материала — 7×7-journal.ru


QR Распечатать запись Распечатать запись

Комментарии



не публикуется


*

При комментировании матералов соблюдайте общепринятые правила комментирования.
Комментарии с нарушениями удаляются без предупреждений и пояснений.
⇐ назад

 
 
 

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Слободской ЧЁ