22.09.2015
комментарии | 272 просм.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии об Украине


Известный политолог Михаил Погребинский любим журналистской братией, можно сказать, он нарасхват. Пока мы разговаривали – ему как минимум пять раз позвонили с просьбами об интервью, об участии в той или иной программе того или иного центрального канала. На худой конец – получить комментарий по телефону. Так что «Бизнес Новостям» однозначно повезло получить полноценное интервью от директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Как Украина удивила мир

Всю минувшую неделю российская, украинская и мировая общественность активно обсуждали переговоры президента Украины Петра Порошенко с директором-распорядителем Международного фонда Кристин Лагард. Дефолта в Украине не будет, а третий транш по программе сотрудничества МВФ Украина, скорее всего, получит без проволочек. Так комментируют украинские СМИ итоги переговоров. Логично было именно с этого и начать разговор.

— Михаил Борисович! Лагард выразила удовлетворение темпом реформ действующего правительства Украины. Неужели и впрямь столь выдающиеся успехи у страны на экономическом поприще?

— Она высказалась еще более радикально – не просто удовлетворена, она «впечатлена», «Украина удивила мир» и тому подобная чепуха. Комментаторы уже вдоволь поиздевались над нелепостью высказываний госпожи директора-распорядителя. Но не стоит думать, что она настолько глупа и некомпетентна. Ее заявления — всего лишь дань политической целесообразности – решение о выделении Украине третьего транша МВФ принято на политическом уровне, и не секрет, что первую скрипку в принятии подобных решений играют США. Следовательно, необходимо как-то оправдать это решение, принятое вопреки правилам Фонда не выдавать кредиты воюющей стране. Вот и звучат слова о невероятных успехах реформ.

На самом деле единственное, что можно (правда, не без колебаний) назвать успехом – так это то, что покуда удалось остановить падение гривны. Но спад экономики не прекратился и может усилиться в случае полной дестабилизации торговых отношений с Российской Федерацией с 1 января 2016 года, в связи с угрозой введения заградительных пошлин и прекращения импорта украинской сельхозпродукции в Россию. Данные факторы учитываются западными рейтинговыми агентствами, которые выставили Украине дефолтный рейтинг. По прогнозу МВФ ожидается сокращение ВВП Украины на 9%, что никак не вяжется с намеками Лагард на то, что Украина преодолела спад в экономике. По прогнозу правительства к концу 2015 года объем госдолга Украины может составить 91,1% ВВП, а Нацбанк Украины ожидает еще большую цифру — 95% от ВВП. Официально озвученная доля теневой экономики составляет 47%. Наблюдается сокращение деловой активности. Налоговая система не реформирована… По информации министерства финансов Украина потеряла 20% объема своей экономики. На этом фоне реляции премьера о сокращении дефицита государственного бюджета и уровня долгов Украины – выглядят крайне неубедительно.

— А правительство Украины себе не отдает в этом отчет?

— В украинском правительстве, видимо, не понимают, что достигнутые соглашения с частными кредиторами свидетельствуют о том, что Украина неплатежеспособна, что она не в состоянии обслуживать свои долги. Да и в договоренности с «частниками» последняя точка пока не поставлена.

Еще более серьезный урон имиджу Украины как надежного заемщика может нанести отказ от уплаты России 3 млрд долларов кредита, полученного при прежней власти. Вряд ли все это будет способствовать притоку иностранных инвестиций. Да и один только факт продолжения вооруженного конфликта на Донбассе делает невозможным приход серьезных инвесторов в страну. В «лучшем» случае, придут аферисты и спекулянты. Рейтинговое агентство S&P не пересмотрело негативный прогноз по Украине, поскольку сохраняются напряженные отношения между Киевом и Москвой, а в конце декабря истекает срок выплаты по облигациям, которые Россия выкупила у Украины в 2013 году. Возможно, украинское правительство и хотело бы погасить долг перед Россией, но денег нет. Их нет даже на оплату российского газа по сниженной цене в ситуации, когда подготовка к отопительному сезону провалена.

— Банкротство неизбежно?

— Да, Украина по-прежнему движется к банкротству, и действующая власть своей политикой лишь ускоряет это движение.

— Петр Порошенко заявил, что две трети украинцев поддерживают децентрализацию. Верховная Рада проголосовала за постановление о направлении в Конституционный суд президентского законопроекта о внесении изменений в Основной закон страны. Будут ли внесены эти изменения? И что вообще лежит в основе этих разговоров о децентрализации?

— Большая часть того, что декларирует Петр Порошенко продиктовано соображениями пиара. Раз Порошенко вносит в Конституцию «децентрализацию», следовательно, нужно, чтобы его поддерживало большинство, вот оно его по его же словам и поддерживает. Одновременно, по словам Порошенко, около 90% граждан выступает против федерализации. А вы спросите у этих граждан — в чем разница между «децентрализацией» и «федерализацией». Даже наши депутаты и эксперты путаются, что уже говорить о рядовых гражданах. Конечно, они не смогут ответить на этот вопрос.

Что касается предложений по Порошенко «децентрализации», за которые в первом чтении проголосовала Верховная Рада, то большинство знакомых мне экспертов считают, что нет никакого смысла ее обсуждать, так как она не наберет необходимые 300 голосов во втором чтении. А если настаивать, все-таки есть в проекте Порошенко реальная децентрализация или нет, чаще всего ответ компетентных экспертов будет примерно такой: имитация есть, ибо Запад требует реформу, реальной децентрализации – нет! И слава Богу, что она не будет реализована, так как способна привести к управленческому хаосу покруче того, что имеем сегодня. Стоит отметить, что я себя к числу компетентных экспертов в данной теме не отношу!

Без России — тупик

— Ход реформ в Украине — правильно ли выбрано направление? Как бы Вы оценили происходящее в стране?

— Правящая команда никакие реформы провести не в состоянии. Бессмысленные разговоры о том, что «война — войной, а реформы проведем» не выдерживают испытания реальностью. Во-первых, нужно прекратить войну, во-вторых, нужно восстановить управляемость финансово-экономическими процессами и, как минимум, остановить экономическую деградацию. Никакие реформы (за редкими исключениями) провести без денег невозможно, а пока воюем с Донбассом и обзываем РФ страной-агрессором деньги не появятся, разве что от международных финансовых институтов для удержания этой власти на плаву и избежания дефолта. Убежден — без восстановления нормальных отношений с РФ выбраться из тупика невозможно. А именно с этим не может смириться нынешняя украинская власть, продолжая загонять финансы в дефолт, а экономику в тупик.

— Недавние стычки на Майдане показали, что в Украине нет ясного пути развития страны. Сможет ли Порошенко удержать ситуацию и не допустить дальнейшего раскола?

— Ясный путь у нынешней власти есть: Украина должна стать страной постоянно враждебной России, вступить в ЕС и НАТО. Но я убежден, что это путь в тупик. И не только потому, что вступление в ЕС даже в среднесрочной перспективе нереально, как, впрочем, и в НАТО – прежде всего из-за позиции Старой Европы, которая ищет пути вернуться к нормальным отношениям с Россией. Думаю, в такой эволюции Украины не заинтересован Евросоюз, который будет толкать Украину к урегулированию отношений с РФ. Для ЕС брать на иждивение такую большую страну слишком накладно, особенно в нынешней непростой ситуации, в которой оказался сам Евросоюз.

Порошенко же в данный момент постепенно теряет общественную поддержку, которую имел сразу после прихода к власти. К концу года, как мне кажется, его поддержка сравняется с поддержкой премьера Яценюка, которая уже неразличима на фоне погрешности опросов, может 2-3% еще его поддерживают, но не больше.

— Значит, ожидать «нового раскола»?

— Никакого нового раскола не будет. Как был раскол политических ориентаций по линии Запад+Центр против Восток+Юг, так и остался, но уход Крыма и пока виртуальное отделение Донбасса сместило соотношение в пользу Запад-Центра, что дает возможность Киеву рассчитывать на воспроизводства в парламенте большинства в той или иной мере антироссийского. Именно поэтому мой «шкурный» интерес – сохранить Донбасс в составе Украины, конечно, на правах автономии. Тогда есть шанс со временем восстановить баланс между Западом и Востоком страны и сохранить уникальность Украины как бикультурного государства, в котором комфортно жить украино- и русско-культурным людям. Боюсь, что это становится все более утопическим.

— Одесса стала своего рода экспериментальной площадкой, куда привлечены «эффективные менеджеры» из сопредельных государств. Ждет ли успех такой сценарий?

— Конечно, никаких эффективных менеджеров привлечь в команду Саакашвили пока не удалось. В Грузии у него была довольно сильная команда, здесь только Эка Згуладзе – зам. министра внутренних дел. Сейчас он отвечает за полицейскую реформу.

Возможен ли успех в Одессе? Нет однозначного ответа. Кое-что вполне может получиться. Ну, например, можно добиться решительного улучшения качества обеспечения одесситов административными услугами. Вот-вот откроется центр, где по примеру Грузии можно будет получить необходимые справки «как-только — так сразу». Посмотрим, насколько успешным будет этот опыт.

— Вы о «едином окне»? Многие регионы этот опыт воплощают в жизнь сейчас.

— Может только сейчас. И то с пробуксовкой. Почему многие годы у нас говорили о «едином окне», и так и ничего из этого не выходило? Думаю, из-за сопротивления бюрократии, заинтересованной снимать коррупционную мзду с каждой справки. У Саакашвили нет никаких одесских связей и обязательств. Ему плевать на то, что чиновники будут жить «на одну зарплату», он сам получает финансовую поддержку от американцев, да и вообще, может «играть по-крупному». Есть, правда, одна проблема, которую Саакашвили решить не сможет – отсутствие государственного реестра собственности. Чтобы продать машину в Вильнюсе достаточно прийти в контору с покупателем и паспортами. Ни одной бумажки там не нужно – все есть в реестре. За полчаса можно продать-купить машину! В Одессе этого сделать нельзя, так как реестр отсутствует. Причем в том, чтобы он отсутствовал и далее заинтересованы сильные мира сего – от нашего президента до районного прокурора.

— Кто является инициатором конфликта между Саакашвили и премьером Яценюком — Порошенко или США?

— Американским кураторам украинского режима это не нужно. Они могут просто дать указание, не разворачивая драматичные сценарии. Причина этих событий в том, что есть заинтересованные люди, которые хотели бы избавиться от премьера. Они подогревают эмоционального Михаила Саакашвили и раскручивают ход событий по желаемому сценарию. У Яценюка очень много врагов, в том числе и Порошенко. Но сам он не готов выступить инициатором отставки премьера, поскольку тот до сих пор пользуется поддержкой американского посольства. Вероятно, всю эту ситуацию организовали те, кто хотел услужить Порошенко. А самого Саакашвили можно использовать и «в темную». Использовав его темперамент, ему подали в определенном ключе некую информацию, которую он тут же выдал в публичное пространство.

— Опыт вице-губернаторства Марии Гайдар в Кировской области вызывает неоднозначные оценки. Получится ли у нее, на ваш взгляд, в нынешней должности в команде Саакашвили работать эффективно и профессионально?

— Никто всерьез не рассчитывает на Марию Гайдар – она нужна была Саакашвили ради своей фамилии – вот, мол, какие у меня кадры. И Москве – кукиш в кармане, и наши «либералы» довольны будут. Действует она исключительно по МВФскому шаблону, не думаю, что в такой тяжелой сфере как социалка можно ожидать прорыва, даже, если бы Мария была семи пядей во лбу.

Досье:

Погребинский Михаил Борисович — родился 7 декабря 1946 г. в Киеве. Политолог, с 1993 года является директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии.

Образование и карьера: Окончил физический факультет Киевского университета.

С 1989 года являлся советником в многочисленных избирательных кампаниях.

С 1998 по 2003 годы был депутатом Киевского горсовета, членом Киевского горисполкома, помощником заместителя Председателя Верховного Совета Украины, членом Совета экспертов по внутренней политике при президенте Леониде Кучме.

В 1998—2000 году был советником премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко.

В 2004 году являлся советником в избирательном штабе кандидата в президенты Виктора Януковича.

В 2012—2014 годах активно сотрудничал с общественным движением «Украинский выбор».

Придерживается либерально-консервативных взглядов, выступает за многополярный мир, агностик.

Семейное положение: Женат. Есть дочь.

Источник материала — bnkirov.ru

фото с bnkirov.ru


QR Распечатать запись Распечатать запись

Комментарии



не публикуется


*

При комментировании матералов соблюдайте общепринятые правила комментирования.
Комментарии с нарушениями удаляются без предупреждений и пояснений.
⇐ назад

 
 
 

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Слободской ЧЁ